Восстановление речи после инсульта в домашних условиях

Содержание

Как восстановить речь после инсульта – упражнения, видео

Восстановление речи после инсульта в домашних условиях

Нарушением речи (афазия) встречается у 15-38% людей, перенесших инсульт (1), бывает разной степени выраженности, стойкими или проходящими. Разберемся, какие правила необходимо соблюдать при домашней реабилитации, ведь невозможность высказывать свои мысли, слышать других негативно сказывается на социальной адаптации, психологическом настрое пациента.

Виды афазий

Частичная или полная утрата речевых функций возникает из-за повреждения и отмирания клеток мозга, ответственных за восприятие, распознание, воспроизведение речи. Это прежде всего нейроны зон, которые носят имена двух ученных – Карла Вернике, Поля Брока.

После инсульта проявляется в виде афазий различного типа:

  • Динамическая – больной не может произнести мысленно задуманную фразу. Вместо нее получается поток слов, несвязанных между собой. Понимание при этом не нарушено. Невозможность высказываться расстраивает, демотивирует многих пациентов.
  • Эфферентная моторная (афазия Брока) – невозможность бегло разговаривать. Человек часто зацикливается на одной фразе, не может произнести отдельные звуки, произношение отдельных слов растянуто. Предложения получаются очень примитивными, напоминающими телеграммы. Способность понимать смысл обычно не нарушено.
  • Сенсорная (афазия Вернике) – самый тяжелый тип афазии, связанный с нарушением восприятия. Больной не идентифицирует звуки как родную речь. Ему кажется: все вокруг внезапно начали разговаривать на иностранном языке. Легкая форма нарушения проявляется сохраненным восприятием простых предложений, непониманием сложных.
  • Афферентная моторная – к ней относятся нарушения артикуляциями. Больному сложно контролировать мышцы лица, языка, губ, щек, горла из-за чего слова получаются невнятно. Человек может путать произношение звонких, глухих звуков (лоб-лоп) или порядок отдельных букв (клан-лкан).
  • Амнестическая – доставляет наименьший дискомфорт. Пациент забывает некоторые слова, но может объяснить их значение. Например, вместо «ложка» произносит «столовый прибор, которым едят суп».

Термин реабилитации

При легких формах инсульта восстановить речь удается за месяц. Более тяжелые расстройства требуют от нескольких месяцев до 2 лет упорного труда. Результат реабилитации может быть различным. Тяжелее всего убираются нарушения, вызванные сенсорной афазией.

Наилучший прогноз имеют люди с (1):

  • незначительным проявлением нарушений;
  • высшим образованием;
  • небольшой площадью поражения;
  • геморрагическим характером инсульта;
  • молодого возраста.

Полнота, качество реабилитации также существенно влияет на результат. Наилучшего эффекта можно добиться ранним началом реабилитационных процедур, поскольку большинство пациентов делают максимальные успехи в первые 6 месяцев после перенесенного удара. Поэтому лечение начинают еще в острую фазу инсульта (первые 2-3 недели после приступа).

Другие важные параметры реабилитации – частота, интенсивность занятий. По оценкам врачей эти два показателя гораздо сильнее влияют на прогноз, чем метод логопедической коррекции (1).

Как проходит процесс восстановления

Нервные клетки человека не умеют размножаться. Но оставшиеся живые нейроны могут образовывать между собою новые связи, за счет чего происходит восстановление различных мозговых функций. Для этого необходимо:

  • ежедневно заставлять работать зоны мозга, которые находятся по соседству с очагом некроза;
  • улучшить качественное кровоснабжение центральной нервной системы;
  • устранить генерацию дополнительных хаотических импульсов, возникающих в головном мозге при стрессе.

Заставить работать мозг можно целенаправленно (выполняя логопедические упражнения, лицевую гимнастику) или естественным путем (говорить, слушать, читать, писать). Эта часть работы курируется специалистом. Восстановлением речи занимается логопед, от пациента требуется соблюдать его рекомендации.

Для улучшения кровоснабжения больному назначают препараты, уменьшающие вязкость крови, понижающие давление, способствующие регенерации нервных клеток.

Научить пациента бороться со стрессом, страхом, тревогами – задача психолога. А вот за создание благоприятного психологического микроклимата вокруг больного отвечает семья.

Логопедические занятия

Коррекцией речевых нарушений занимается логопед узкой специализации – врач-афазиолог. Обычно он посещает пациента через несколько дней после перевода в общую палату. Во время первого визита афазиолог проводит диагностику нарушений, определяет приоритетные направления терапии, старается установить контакт с пациентом, завязав простой диалог. Как правило, он очень короткий – до 7 минут.

Программа занятий подбирается с учетом типа неврологического дефицита.

При нарушении артикуляции, проблемах с произношением пациенты делают лицевую гимнастику, учатся произносить простые, сложные слоги, складывать из них слова.

Часто людей, которые не могут разговориться, просят произносить слова на распев или просто петь. Заканчивается каждый сеанс специфическим массажем, когда логопед специальной лопаточкой стимулирует речевые зоны пациента.

Сенсорные расстройства требуют изучения языка заново. Больному показывают карточки с различными предметами, произносят их названия. Задача пациента их повторять, распознавать на слух.

По мере улучшения продолжительность занятий увеличивается до 15, а затем 30-40 минут. При хорошем начальном результате от простых упражнений переходят к более сложным. Например, начинают разучивать с пациентами скороговорки, стихотворения, читают, пишут простые предложения или проводят диктанты.

После выписки большинство больных продолжают посещать логопеда, но уже в плановом порядке – раз/неделю, несколько недель или раз/месяц. На приеме доктор проверяет текущее состояние речевых функций, корректирует план домашних занятий.

Домашняя реабилитация

Основной курс лечения задает логопед. Ведь подбор упражнений, техник, определение типа афазии требует специальных знаний, опыта. Без них легко не рассчитать нагрузку, потерять самое эффективное для восстановления время.

Задачи домашней реабилитации:

  • Поддерживать близкого. Во время реабилитации большинство пациентов переживают эмоциональный упадок. Плохое настроение усугубляется социальной изоляцией, физическими страданиями, зависимостью от других, медленным прогрессом. Ваша поддержка, одобрение помогут больному преодолеть этот сложный период, не бросить начатое.
  • Выполнять комплексы упражнений, назначенных логопедом. Регулярность, полнота занятий, качество выполнения заданий – предпосылки хорошего результата. Напоминайте своим близким о необходимости тренировок, мотивируйте их к выполнению.
  • Прием, контроль приема лекарственных препаратов. Нарушения памяти, способности к фокусировке – самые распространенные последствия инсульта. Из-за них многие пациенты забывают принимать лекарства. Будет здорово, если кто-то из домашних смог бы напоминать об этом.

Выполняя упражнения самостоятельно, соблюдайте следующие рекомендации:

  • сфокусируйтесь на текущем задании;
  • во время занятий вас ничего не должно отвлекать. Позаботьтесь чтобы все нужное, включая воду, вспомогательные предметы было под рукой;
  • не спешите;
  • не ленитесь, но и не забывайте о перерывах.

При нарушениях речи очень важно соблюдать базовые правила:

  • Разговаривать с пациентом, даже если он не реагирует на обращения. Процесс стимулирует работу клеток мозга, отвечающих за восприятие речи. Это помогает также активизировать нейроны, участвующие в ее воспроизведении.
  • Не переутомляйте больного излишним вниманием, постоянными тренировками. Даже самые простые действия, упражнения требуют от него приложения немалого количества усилий. Поэтому важно соблюдать баланс между работой, отдыхом.
  • Подбадривайте близкого, радуйтесь его успехам. Это будет вдохновлять его на дальнейшую работу. Никогда не произносите в присутствии больного того, чего он не должен услышать.
  • Разговаривайте спокойным доброжелательным тоном, четко и медленно. Если нужно повторить – повторите.
  • Напоминайте близкому о необходимости говорить медленно, максимально четко. В случае неудачи – предложите сделать паузу. Через 2-3 минуты попросите повторить сказанное.
  • Предлагайте больному пропеть сложные слова, когда возникают трудности с их произношением.
  • Избегайте сложных речевых конструкций, лексики. Предложения должны быть короткими, емкими.
  • Ожидайте обратной реакции. Многие люди, пережившие инсульт, отвечают с опозданием. Такая пауза иногда длиться до 30 секунд.
  • Сопровождайте свои слова иллюстрациями. Указывайте на предметы, о которых говорите, показывайте фотографии событий.
  • Смену темы разговора осуществляйте постепенно.
  • Просите близкого повторить вам непонятные фрагменты слов.

Лицевая гимнастика

Лицевая гимнастика – комплекс упражнений, предназначенных для возобновления контроля над мышцами, принимающими участие в речевом акте. Первое время пациент выполняет их с логопедом, затем дома самостоятельно.

Упражнения по восстановлению мимической мускулатуры.

Логопедические упражнения для восстановления речи могут выглядеть так:

  • складывание губ в трубочку, круг с закрытыми/открытыми зубами;
  • показывание языка;
  • цоканье, подражающее звуку лошади;
  • имитация шипения змеи;
  • практика различных видов улыбок;
  • движения губами, напоминающее поцелуй;
  • поочередное касание языком задней, верхней, нижней поверхности зубов, различных участков неба, щек;
  • облизывание губ;
  • раздувание щек;
  • произношение отдельных слов.

Лекарственная терапия

Полноценное восстановление речи возможно без приема специфических лекарств, если тяжесть заболевания, степень проявления неврологического дефицита незначительны, нет отягощающих патологий (тревожных расстройств, депрессии). Более сложным пациентам врач может прописать:

  • нейропротекторы – улучшают питание, метаболизм нервной ткани;
  • антидепрессанты;
  • снотворные средства.

Самыми эффективными нейропротекторами при различных типах афазии признаны цераксон, целлекс (1,2).

Литература

  1. О.В. Косивцова, B.B. Захаров. Постинсультные афазии: клиническая картина, дифференциальный диагноз, лечение, 2017
  2. О. В. Курушина, А. Е. Барулин, Е. А. Куракова, О. И. Агаркова. Речь после инсульта: виды нарушений и их коррекция, 2017

Последнее обновление: Август 22, 2019

Источник: https://sosudy.info/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta

Методы восстановления речи после инсульта

Восстановление речи после инсульта в домашних условиях

Речевые дефекты после инсульта связаны с нарушением движения мышц, которые участвуют в произнесении слов (дизартрия) и повреждением речевых центров коры головного мозга (афазия).

Для восстановления нужны занятия с логопедом, определенных успехов можно достичь и в домашних условиях.

Речевая реабилитация включает упражнения на разработку мимической мускулатуры, специальные приемы побуждения к общению, игровые методики, пение и скороговорки.

Если инсульт правой стороны, есть ли шансы восстановить память

Правосторонний паралич конечностей возникает при расположении очага кровоизлияния или ишемии в левом полушарии головного мозга. При этом у пациентов нарушаются функции, за которые отвечает эта область:

  • речь,
  • логическое мышление,
  • установление причинно-следственной связи,
  • математические способности,
  • возможность писать и читать.

Утрата памяти сопровождает различные формы острых нарушений мозгового кровообращения. Есть закономерность такого нарушения – вначале забываются текущие события, затем ближайшее прошлое, а давно минувшее сохраняется наиболее продолжительный период времени. Восстановление происходит в обратном порядке. При этом утраченные отрезки времени больной может заполнить вымышленными.

Возможности реабилитации потерянных способностей зависят от степени повреждения головного мозга, возраста, наличия болезней сосудов, сопутствующей патологии. Полное восстановление происходит в таких случаях:

  • сравнительно молодой пациент без хронических заболеваний;
  • небольшая зона разрушения мозга;
  • ранняя диагностика и госпитализация;
  • полный комплекс медикаментозного лечения;
  • помощь логопеда;
  • психотерапевтические занятия.

Рекомендуем прочитать о восстановлении после ишемического инсульта. Вы узнаете о том, возможно ли полное восстановление после ишемического инсульта, а также о курсе и сроках восстановления.

А здесь подробнее о медикаментозном лечении инсульта.

Как может нарушиться речь

К окончанию острого периода инсульта у 35% пациентов остается речевой дефект в виде афазии. Она бывает в нескольких формах, так как за речь отвечают разные зоны головного мозга:

Зоны головного мозгаКраткое описание афазии
Нижние отделы лобной извилины, центр Броканевозможно переключаться с произношения одного звука на другой, больной общается звуками, но может писать и читать;
Височная областине понимают обращенную речь;
Средняя височная извилинане воспринимают смысла слов на слух и не могут назвать изображенные предметы на картинках;
Теменная зонане помнят названий предметов или действий, не могут построить сложную речевую конструкцию;
Лобные долинеспособны сформулировать и произнести предложение, нарушена коммуникация с окружающими.

Если повреждены сенсорные (воспринимающие) и моторные (двигательные) речевые зоны, то развивается смешанная форма – тотальная афазия, при которой больной не может говорить и не понимает речь.

При повреждении мозжечка, ствола, корковой и подкорковой зоны может возникать и дизартрия. Она связана с тем, что мышцы, участвующие в произношении слов, ослабевают. При этом пациент хорошо слышит, видит и полностью осознает смысл сказанного, но не может разговаривать. Это нарушение характеризуется более благоприятным течением.

Речевые дефекты необязательно выражаются в полном или частичном отсутствии речи. При повреждении коры головного мозга пациент может становиться многословным, но путает значение слов, заменяет их похожими по звучанию или теряет способность запомнить имя, название предмета или действия. Таких людей невозможно понять, несмотря на то, что они нормально произносят слова.

Смотрите на видео о нарушении речи (афазии) после инсульта:

Какова вероятность восстановления у молодых

Для возобновления речи обычно требуется достаточно длительный период, так как нужно не только научить человека правильно выговаривать звуки и слова, но и полноценно общаться с окружающими. Чем раньше начато восстановление речевой функции, тем больше шансов на успех.

В молодом возрасте процесс реабилитации протекает гораздо быстрее, это связано с тем, что обычно повреждается одна зона головного мозга, а также чаще встречается геморрагическая форма инсульта. При этой разновидности болезни реже затрагивается кора больших полушарий, не страдает восприятие и понимание речи, интеллектуальные способности.

Доказано, что если начать занятия с логопедом в первые три месяца, заниматься не менее 3 часов в неделю, то у большинства пациентов молодого и среднего возраста удается добиться полного восстановления речи или существенно прогресса.

Как правило, для этого потребуется 4 — 5 месяцев. При обширном инсульте улучшение этой функции продолжается на протяжении года, известны случаи полной реабилитации и в более поздний срок.

Работа логопеда по восстановлению речи

Начало занятий проходит при пассивном участии больного. В остром периоде логопед определяет:

  • возможность контакта,
  • речевые возможности,
  • сохранность интеллекта,
  • эмоциональный фон.

Первые сеансы носят преимущественно психотерапевтический характер и проводятся для внушения пациенту веры в выздоровление. Конкретная форма утраты речи становится понятной к 20 — 25 дню от начала инсульта. С этого момента и до шестого месяца проходит самая продуктивная работа над восстановлением. Она включает:

  • побуждение к восприятию речи на слух;
  • заучивание текстов, пословиц, песен;
  • образцы построения предложений;
  • чтение фраз и стихов;
  • изучение употребления глаголов;
  • методики восстановления чтения и письма.

Занятия с логопедом

В более позднем периоде проводится работа на различение смысла похожих по звучанию слов, наработка словарного запаса, восстановление грамотности, речевой памяти, написания текстов.

Преимуществом занятий с логопедом является правильная методика, которая позволяет задействовать различные функции головного мозга, при невозможности полной реабилитации он помогает компенсировать нарушение речи для эффективного общения.

Кроме этого, большое влияние на больного оказывает эмоциональный фон. Неспециалисту и близкому человеку трудно сохранять полную нейтральность и не показывать разочарования или нетерпения. Занятия продолжаются от 15 до 40 минут не менее 2 раз в неделю на протяжении 2 — 3 месяцев, затем можно остановить процесс на 1 — 2 месяца, после чего возобновить вновь.

Практические упражнения в домашних условиях для речи, памяти

Если нет возможности заниматься с логопедом, то занятия можно проводить дома самостоятельно. Они менее эффективны, но при определенной настойчивости помогают добиться прогресса. Предварительно нужно, чтобы логопед провел осмотр больного и рекомендовал нужные упражнения.

Упражнения для восстановления речи

Они могут заключаться в подборе части слова, складывании кубиков или карточек со слогами, разучивании слов, а затем текстов, назывании изображенных предметов или описании действий по картинке. Помимо этого, всем пациентам показана тренировка произношения. Каждое из упражнений повторяют от 7 до 10 раз:

  • вытягивать губы в трубочку;
  • захватить нижней губой верхней;
  • открыть рот и максимально высунуть язык, пытаться достать им подбородок;
  • облизывать губы языком по кругу (снаружи и внутри ротовой полости);
  • завернуть язык к мягкому небу;
  • широко улыбнуться.

Для тренировки памяти хорошо подходит разучивание стихов, песен, пословиц и поговорок, игра в шашки и шахматы, разгадывание кроссвордов, прослушивание аудиокниг или чтение.

Смотрите на видео о  книгах и пособиях для восстановления речи:

Как помогут скороговорки

Для лечения больных с дизартрией, наряду с гимнастикой и миостимуляцией, показаны упражнения по проговариванию скороговорок. Эти речевые формы направлены на произношение буквы или комбинации, они помогают ликвидировать нарушения артикуляции. Правильно выбрать нужный вид поговорок может только логопед или нейрофизиолог.

Для самостоятельных тренировок нужно каждый день менять букву, которая чаще всего встречается в словосочетании. Некоторым больным скороговорки легче вначале распевать.

Лекарственные препараты в помощь больному

Для стимуляции обменных процессов в головном мозге, восстановления утраченных нейрональных связей используется группа препаратов, названная ноотропами. Ее прямое назначение – улучшение способности к запоминанию. Медикаменты с таким эффектом способны:

  • усиливать концентрацию внимания;
  • повышать осознанность действий;
  • уменьшать проявления речевых расстройств;
  • восстанавливать память;
  • улучшать переносимость умственных нагрузок;
  • облегчать процесс обучения.

К наиболее эффективным лекарственным средствам относятся: Энцефабол, Луцетам, Цераксон, Фенотропил, Олатропил, Когнифен, Церебролизин, Кавинтон. Также в комплексной терапии используют препараты и биодобавки на основе гинкго билоба – Танакан, Билобил.

Помимо ноотропных средств, для улучшения мозгового кровообращения применяют антиагреганты (Аспирин, Курантил), сосудорасширяющие (Трентал, Оксибрал, Энелбин), антиоксиданты (Армадин, Цитохром).

Рекомендуем прочитать об инсульте у молодых. Вы узнаете о том, почему происходит инсульт у молодых, видах инсультов в молодом возрасте, симптомах у женщин и мужчин, а также о диагностике и лечении инсульта.

А здесь подробнее об ишемическом инсульте у пожилых.

После инсульта восстановление речи и памяти требует более длительного периода времени по сравнению с двигательной функцией. В молодом возрасте шансы на полную реабилитацию выше. Максимального эффекта можно добиться при занятиях с логопедом. Если такой возможности нет, то после консультации специалиста упражнения проводит родственник больного.

Пациентам показана гимнастика мускулатуры, участвующей в произнесении слов, а также различные приемы (стихи, песни, скороговорки), устраняющие речевые дефекты.

Источник: http://CardioBook.ru/vosstanovleniya-rechi-posle-insulta/

Как восстановить речь после инсульта при ее нарушении или полной потере

Восстановление речи после инсульта в домашних условиях

Восстановление речи после инсульта – одна из важнейших задач при реабилитации больного. Важно не откладывать этот процесс на потом: чем позже начать, тем меньше шансов на успех. И лучше, если к восстановлению речи у больного сразу подойти грамотно.

В этой статье мы рассмотрим необходимые этапы реабилитации и все способы как восстановить речь после инсульта, которые при этом возможны.

­­­­Если вдруг случился инсульт

Что происходит при инсульте? Повреждается кровообращение в различных участках головного мозга в той или иной степени, страдает нервная система, повреждается связь с мозгом. Человек лишается многих возможностей своего организма, о которых он раньше и не задумывался.

Инсульт безжалостно делит жизнь человека на «до» и «после». В лучшем случае, это незначительные изменения в памяти, в речи, в движении. И если вовремя и правильно провести лечение и реабилитацию, человек быстро восстановится и вернется к обычной жизни.

Но случается и полная потеря всех этих и некоторых других функций организма. И тогда человек никогда не станет прежним. Это трагедия как для него самого, так и для его близких.

В этой ситуации нельзя допускать паники. Нужно запастись терпением и предпринять все возможные способы для максимальной помощи больному. Ведь ему предстоит научиться жить заново.

Что необходимо для успешного восстановления больного после инсульта:

  • Конечно же медикаментозное лечение, назначенное врачом. Оно стимулирует нарушенное мозговое кровообращение. Его важно проводить постоянно.
  • Восстановление двигательных функций. Здесь требуются занятия лечебной физкультурой, физиотерапия, возможно использование специальных тренажеров для возвращения чувствительности парализованных конечностей.
  • Работа по восстановлению речи, памяти, способности читать и писать, восприятию действительности. Без помощи логопеда и правильно выстроенной системы занятий тут не обойтись.
  • Комфортный климат в семье, психологический настрой самого пациента, а также его родственников, море терпения и оптимизма.

Нарушение речи при инсульте

Инсульт бывает геморрагический или ишемический. При геморрагическом инсульте к мозгу приливает слишком много крови, могут быть разрывы артерий, а при ишемическом наоборот, крови к мозгу поступает недостаточно.

Геморрагический инсульт встречается реже, но вызывает более серьезные последствия у больного. Но и в том и в другом случае у человека могут быть нарушены участки мозга, отвечающие за речь.

Если отказывает речь, значит нарушения произошли в левом полушарии головного мозга. При таком инсульте правая сторона парализована и речь отсутствует.

Инсульты с парализацией правой стороны происходят чаще, чем с левой. И это лучше для больного, так как в этом случае легче поставить диагноз, поскольку всегда проявлены нарушения речи.

Такие нарушения называют афазией. При этом нарушения могут произойти в разных участках мозга. В зависимости от этого и последствия могут быть разные. Как же восстановить речь после ишемического или геморрагического инсульта?

Разберемся с видами афазии и их последствиями:

  • Амнестическая. Человек может общаться, но периодически забывает названия предметов, о которых он говорит.
  • Семантическая. В этом случае с больным нужно разговаривать исключительно простыми предложениями, сложные он просто не поймет.
  • Сенсорная. Сложный вид афазии, при котором пациент не понимает речь вообще. Она сводится для него к набору звуков. При этом смысл сказанного он практически не может понять.
  • Моторная. Человек все понимает, но не может связно ничего сказать, путает звуки и слова или зависает на каком-то одном звукосочетании.
  • Тотальная. Больной ничего не понимает, никого не узнает, сказать ничего не может. Чаще всего такая фаза бывает сразу после инсульта. Через некоторое время она может перейти в моторную.

Может ли восстановиться речь после инсульта
и как быстро это произойдет?

Никто не может дать 100%-ой гарантии, что больной вообще сможет говорить. Но если действовать быстро, правильно, выполнять все рекомендации специалистов, создать обстановку терпения, любви и заботы вокруг больного родственника, поддержать его максимально в его желании выздороветь, то  у него есть гораздо больше шансов быстро восстановить речевую потерю.

Несложные проблемы с речью решаются за 2–6 месяцев при выполнении специальных регулярных тренировок и занятий. Если степень нарушения больше, то и времени потребуется больше.

Иногда это может растягиваться до нескольких лет. Прогноз 5-10 лет считается сроком, после которого изменения к лучшему вряд ли возможны. Однако случаются чудеса выздоровления, но они чаще всего лежат в области нематериальной действительности.

В народе говорят «Дома и родные стены лечат». Это к вопросу о том, как должны вести себя родственники больного инсультом.

Первые вопросы, который они задают врачу, звучат так: «Восстанавливается ли речь после инсульта? Можно ли вообще восстановить речь после инсульта? Через сколько времени восстанавливается речь после инсульта?» Родственников можно понять. Но именно от их поведения, от их действий очень многое зависит.

Вот обычные рекомендации врачей родственникам пациента:

  • Больной должен чувствовать, что он нужен своей семье, что он ценен для нее, что родные верят в него, любят его, искренне желают его выздоровления и нисколько в этом не сомневаются. В таком случае у него появится дополнительная мотивация встать на ноги как можно быстрее. А значит, будет и энергия для этого.
  • С больным и в его присутствии нужно постоянно разговаривать. Тогда он будет ощущать свою причастность к семье. Но самое главное: если тема будет для него важна, он будет пытаться говорить.
  • Хорошо если в доме будут звучать его любимая музыка, песни, которые он раньше пел. Внутреннее желание подпеть может хорошо стимулировать к пробуждению его речевые импульсы.
  • Но лишний шум, многообразие и громкость звуков лучше убрать, чтобы не перегружать больного. Разговаривать с ним нужно тихо, спокойно, без взрывных эмоций. Окружите его своей добротой. При этом не нужно подчеркивать каждый раз, что он неизлечимо болен.
  • Родственникам нужно набраться максимум терпения, поскольку именно они должны стать постоянными помощниками для больного при выполнении упражнений, которые покажет логопед. И ни в коем случае не реагировать раздражением, если упражнение сделать никак не получается.

Что делать, если при инсульте происходит потеря речи

Как же вернуть речь после инсульта? Сразу же после первой необходимой помощи больному, важно обратиться к логопеду.

Только этот специалист сможет правильно оценить степень повреждения речи и составить эффективный комплекс мер для ее восстановления. задача такого комплекса: восстановить речевое дыхание, голос, артикуляцию, интонацию, тембр.

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Не стоит заниматься самолечением в этом случае. Только после показанных логопедом упражнений и массажей, можно будет регулярно выполнять их самостоятельно в домашних условиях при помощи родных.

Логопедические упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Рассмотрим теперь, какие же методы может предложить специалист для восстановления речи больного, и каким образом их следует применять.

Артикуляционно-дыхательные упражнения

Сначала человеку предлагается просто подышать, потом на выдохе произносить определенные согласные звуки, один звук на выдох. После этого на выдохе произносятся все эти звуки подряд. Их не больше четырех. Звуки могут произноситься на выдохе также при поднятом подбородке.

Артикуляционная гимнастика после инсульта

Она включает в себя упражнения для языка, губ, голоса, мимических мышц лица.

Упражнения для языка и мягкого неба

  1. Язык высунуть изо рта вниз и так подержать несколько секунд.
  2. Снова вытянуть вниз и загнуть вверх, так немного подержать.
  3. Вытянуть вниз и направить его сначала к правому уголку рта, затем к левому.
  4. Кончиком языка водить по небу назад-вперед.
  5. Направить язык в правую и левую щёку.
  6. Поцокать языком, сначала один раз, потом два, потом три.
  7. Язык расслабить и, двигая им вперед-назад, слегка покусать зубами.
  8. Облизать губы сначала в одну сторону, потом в другую.

Упражнения для губ

  1. Губы подать трубочкой вперед.
  2. Сложить в улыбку с закрытым ртом.
  3. Обнажить зубы и поднять верхнюю губу, так подержать пару секунд.
  4. Надуть щеки и покачать воздухом из стороны в сторону, покатать воздух по рту.
  5. Расслабить губы и подуть через щель в них.

Упражнения для голоса

Выполняется речевая гимнастика при ишемическом или геморрагическом инсульте.

  1. Произносим по отдельности все гласные звуки сначала долгие, потом короткие, на выдохе. После этого на выдохе произносим все звуки подряд.
  2. Говорим звук Ы только артикуляционно, без звука, и чувствуем напряжение под подбородком.
  3. Произносим подряд все гласные звуки с перетеканием один в другой, попеременно делая ударение на разных звуках.
  4. Произносим согласные звуки, сначала глухие, по отдельности, потом один за другим на одном выдохе. После этого произносим звонкие звуки таким же образом. Складываем согласные звуки с гласными в определенные слоги, при этом чередуем парные глухие и звонкие согласные.

Все комбинации звуков, их перестановки и сочетания определяет логопед.

Упражнения на скороговорки после инсульта

Сначала просим больного договорить известную ему скороговорку, постепенно увеличивая количество сказанных им слов. Если это возможно, доводим упражнение до совершенства.

Упражнения для мимических мышц лица

  1. Брови поднять, опустить, нахмурить, расслабить.
  2. Широко открыть рот, попытаться его растянуть, потом расслабить.
  3. Улыбнуться, не открывая рта.
  4. Надуть и сдуть щеки.
  5. Губы вытянуть как для поцелуя.
  6. Язык вытягивать максимально в разные стороны от рта.
  7. Подвигать нижней челюстью аккуратно то влево, то вправо, потом по кругу.

Логопедический массаж после инсульта

После выполненного комплекса упражнений необходимо применить лицевой массаж каждого участка лица.

Важно, чтобы массажные движения подбирал только специалист. Какие-то участки лица нужно будет расслаблять, а какие-то тонизировать. Если подойти к этому самостоятельно, можно нанести непоправимый вред.

Кроме массажа непосредственно мышц лица, делают массаж языка, губ, внутренней поверхности щек, ушей, кожи головы, кистей. Всё это снимает скованность мышц и таким образом раскрепощает речь.

Особенности работы доктора с больным

  • задача всех действий специалиста – это растормаживание речи. И для этого используют все те возможности больного, какие у него есть на данный момент. Занятия не должны утомлять пациента. Начинаются они с простых элементов и длятся 10-15 минут. После программа усложняется, и время занятия увеличивается.
  • Разговаривать с больным нужно спокойно и медленно, чтобы он понимал речь. Если он не может ничего сказать, то просим его кивать в ответ, показывая, что он понимает.
  • Если больному сложно говорить, нужно попросить его выдать любые звукоподражания, которые он может сделать. Если он может произнести только один слог, то следует подобрать слова, которые начинаются с этого слога, и пусть он пробует постепенно их закончить.
  • То же самое с пословицами и поговорками, названиями известных фильмов. Нужно начать фразу и попросить больного ее завершить, то ли словом, то ли слогом, как у него получится. Все слова, которые мы обычно произносим автоматически, следует ему предлагать проговорить. Это могут быть дни недели, месяцы, обычный счет до десяти.
  • Хорошо приобщить к работе карточки с рисунками. Можно задавать простые вопросы: «Что это? Что он делает? Какой он?» При этом важно двигаться в этих заданиях постепенно. Сначала называются существительные. Через время, когда этот этап отработан, подключают глаголы, и только потом прилагательные.
  • Постепенно в реабилитационных мероприятиях включаются упражнения на рисование и письмо. Сначала человеку предлагается просто вставить пропущенные в слове буквы, потом срисовать все слово. Задания постепенно усложняются.
  • Хороши будут упражнения, основанные на задаваемых больному вопросах. Сначала задаются простые вопросы с возможностью ответить «да» или «нет». После вопросы усложняются так, чтобы в самом вопросе содержался односложный ответ. И это слово и должен проговорить больной в качестве ответа.

Музыкотерапия

Часто бывает так, что человеку, перенесшему инсульт, сложно говорить, но он может петь. Тогда все логопедические упражнения со звуками, слогами, словами выполняются как песня.

Лицевая рефлексотерапия

На биологически активные точки на лице производятся определенным образом воздействия.

Лечение стволовыми клетками

При введении таких клеток в пораженные ткани можно добиться восстановления их целостности.

Иглорефлексотерапия

Такой способ используют в основном при моторной афазии. Таким образом, корректируют речевую деятельность у человека.

Заключение и выводы

И в заключение хочется подчеркнуть наиболее важные моменты, о которых нельзя забывать при восстановлении речи у больного после инсульта:

  • Это быстрое реагирование на проблему и не откладывание мероприятий по реабилитации на потом,
  • умеренность во всем,
  • постепенное увеличение нагрузок при занятиях,
  • обязательное обращение к логопеду, а возможно и к дефектологу,
  • строгое выполнение всех их предписаний,
  • огромное терпение и создание максимально доброжелательной атмосферы в доме.

Инсульт – серьезное заболевание, но при таком подходе его гораздо легче одолеть.

Как восстановить речь после инсульта при ее нарушении или полной потере Ссылка на основную публикацию

Источник: https://KakGovorit.ru/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta

Упражнения для восстановления речи после инсульта являются важным звеном реабилитации

Восстановление речи после инсульта в домашних условиях

Инсульт – очень сложная болезнь. Расстройство речи – одно из самых распространенных нарушений психических процессов, которые наблюдаются при инсульте. Случится болезнь может практически в любом возрасте.

Различают ишемический и геморрагический виды инсульта. И тот, и другой требует длительного восстановления физических и психических функций организма.

Медиками разработаны специальные упражнения для восстановления речи после инсульта, которыми можно заниматься и самостоятельно дома.

Расстройство речи

Для нормального восприятия происходящего вокруг человек нуждается в понимании речи и способности самому воспроизводить слова и строить из них предложения. Правильное произношение и понимание сказанного – жизненнонеобходимо для полноценной жизни.

На сколько затянется процесс восстановления, зависит от многих факторов, в том числе и упорства медиков, родственников и самого больного. У одних он составляет от нескольких недель до пары месяцев, для других может растянуться и на дольше. К сожалению, есть и такие, которым так и не удается заговорить.

Афазия (нарушение способности говорить) развивается из-за повреждения речевой зоны головного мозга.

Для того чтобы правильно выбрать метод лечения, следует разобраться с видом нарушения.

Различают следующие виды афазии:

  • Тотальная — больной не способен сам ничего сказать и понять, что пытаются ему сказать. Он ничего не помнит и никого не узнает.
  • Моторная — зачастую этот вид сменяет тотальную спустя несколько дней после перенесенного инсульта. Больной узнает родных и близких, понимает, что говорят ему, но сам сказать ничего не может. Со временем может пытаться воспроизводить звуки, используя интонацию для лучшего понимания.

В этом случае наблюдаются нарушения центра Брока (речедвигательного), который отвечает за моторную функцию. Больной все понимает, но сам воспроизвести речь не может. Человек часто воспроизводит звуки, но правильно объединить их не может, путает похожие по артикуляции звуки.

  • Афазия Вернике (сенсорная). При этом виде нарушения больной не понимает родной речи. Воспринимает ее как набор звуков и не улавливает смысл сказанного. В этом случае довольно сложно определить масштабы нарушения.
  • Семантическая. Больной понимает только простые предложения. Сложные речевые обороты не поддаются его пониманию.
  • Амнестическая. Больной может вести диалог, но часто забывает названия предметов.

Наиболее опасной считается сенсорная афазия. Речь очень тяжело восстанавливается.

Лечение после инсульта

Лечение следует проводить в первые 6 месяцев после инсульта, только тогда результаты будут максимально эффективными. Занятия можно начинать, как только стабилизируется состояние больного. Ни один врач не даст 100% гарантии, что больной заговорит. Но систематическое выполнение различных упражнений поможет максимально наладить речевую функцию.

На первых занятиях желательно присутствие родственников, тогда и больному спокойнее, и родные знают, как правильно проводить тренировки. Для лечения разработан целый комплекс мероприятий:

  • Медикаментозное лечение.
  • Артикуляционная гимнастика с логопедом.
  • Систематическое выполнение упражнений.
  • Комфортная атмосфера.

Только если человек будет иметь желание выздороветь, его окружат любовью и заботой, результат будет заметен быстрее. Родные не должны избегать речевых контактов с больным, как бы сложно это ни происходило.

Говорить нужно спокойно, не кричать и внятно произносить каждый звук. Постоянно нужно спрашивать названия тех или иных предметов, которыми пользуется человек: чашка, ложка, полотенце, телевизор.

Хорошо, когда ему часто читают, а он пересказывает смысл прочитанного.

Важно! Никогда не стоит обсуждать проблемы пациента, связанные с нарушением его речевых функций при нем.

Всегда нужно подбадривать и хвалить даже за самые незначительные победы. Люди после инсульта плохо различают слова похожие по звучанию. Поэтому можно изобразить на рисунке и тренироваться их произносить и различать на слух.

Больные не различают слов, когда разговаривает сразу несколько человек, следует учитывать это. Как только человек начнет выговаривать слова, ему можно давать дополнительные самостоятельные задания, например, вставить пропущенное слово в предложение. Просмотр телевизора лучше ограничить до 2 часов в день.

Нужно включать позитивные передачи по интересам, которые будут побуждать комментировать.

Близким нужно запастись неимоверным терпением. Инсульт – очень серьезная и сложная болезнь, последствия которой не так-то просто устранить.

Советы для родственников

Человек, чувствующий себя обузой, очень редко добивается хороших результатов. Пациент, который все понимает, но ничего не может сказать, ощущает себя беспомощным.

Поэтому следует придерживаться простых правил:

  • Не стоит говорить с человеком как с обреченным. С ним нужно вести разговор спокойно, внимательно наблюдать за реакцией и всеми изменениями.
  • Больному не стоит общаться с агрессивными или безразличными особами. Его должны окружать близкие и любящие люди.
  • Рекомендуется включать любимую музыку, побуждая больного подпевать.
  • Говорите и слушайте. Только если человек будет чувствовать важность сказанного для окружающих, он будет пытаться говорить.
  • Не стоит слишком утомлять: «Тише едешь – дальше будешь».

Эти рекомендации помогут поскорее преодолеть трудности и вернуть человека в привычную жизнь.

Работа с логопедом

Если в больнице, где лежит больной, есть логопед, то он начнет заниматься с пациентом, как только это будет возможно. Нельзя терять время зря. Работа может продолжаться и после выписки, а затем и самостоятельно дома.

Работа со специалистом:

  • Логопед осторожно прощупывает масштабы повреждения, он проверяет реакцию больного на тихий голос, затем на шепот.
  • Постепенно усложняет задания.
  • Специалист не учит произносить отдельные слова и звуки, ему важно слышать их в контексте, пациент должен научиться пользоваться ими в речи.
  • Упражнения подбираются индивидуально, исходя из вида афазии.
  • Специалист начинает предложение, пациент его заканчивает.
  • Если у больного есть любимые песни, специалист обязательно их использует в своей работе.
  • Если состояние больного улучшилось, врач может предложить срисовать предложенные картинки.

Поначалу уроки логопеда длятся не более 15 минут, постепенно увеличивая время.

Важно! Разочарование родных читается у них же на лице, а это негативно отображается на стремлениях больного. Следует внимательнее следить за мимикой и радоваться даже самым незначительным продвижениям.

Упражнения для самостоятельного выполнения

Огромную роль в быстрейшем улучшении речевой функции имеют самостоятельные занятия. После выписки больной периодически посещает логопеда, который оценивает наличие улучшений и рекомендует, какие занятия следует выполнять.

Каждое упражнение следует повторять по 10 раз:

  • Вытянуть губы в трубочку и зафиксировать их в этом положении на несколько секунд.
  • Нижними зубами прикусить легонько верхнюю губу.
  • Верхней челюстью тянуться к подбородку.

Задания для языка:

  • Вытянуть язык трубочкой.
  • Максимально вытянуть шею вперед, при этом рот открыт, а язык максимально высунут.
  • Выполнить предыдущее упражнение, озвучив его шипением.
  • Шею вытянуть вперед, а губы сложить трубочкой.
  • Облизать губы по кругу сначала в одном направлении, затем в другом.
  • Издавать «цокающие» звуки.
  • Тянуть язык в сторону носа, затем подбородка.

Закончить урок следует позитивными упражнениями: раздать воздушные поцелуи, улыбнуться обнажив зубы, а затем улыбнуться, прикрыв их губами.Отличные результаты наблюдаются у пациентов на групповых занятиях, на которых они могут поддерживать друг друга.

Важно! Больному, перенесшему инсульт, следует проговаривать скороговорки, зачитывать вслух логопедические тексты, напевать песенки и выстраивать логические цепочки.

При невнятной речи и для улучшения голоса рекомендуется массировать язык обычной зубной щеткой утром и вечером. Это упражнение расслабляет орган и помогает улучшить речь.

Лечение лекарственными препаратами

Человечество еще не изобрело такой таблетки, которая помогла бы восстановить речь. Медикаменты, назначенные врачом, направлены на улучшение кровообращения в мозге и питание нервных клеток. Они улучшают умственную деятельность и память, повышают внимание, что в комплексе положительно сказывается на общем состоянии организма.

Хирургическое вмешательство

В случаях ишемического инсульта, когда перепробованы все способы, остается еще один — формирование экстра-интракраниального микроанастомоза. Это операция, во время которой нейрохирурги создают дополнительное соединение между участками мозга: неповрежденным сосудом и речевой областью. Кровообращение возобновляется, и состояние больного быстро улучшается.

Лечебная физкультура

Нарушения речи наблюдаются не только при нарушениях соответствующей области мозга, но и при параличе мимических мышц. Они не могут выполнять свою работу, поэтому человек утрачивает речевую функцию. ЛФК помогает восстановить возможность говорить.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.